Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы является экспертиза ДТП, которую в разных условиях разнолико именуют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Примечательно и то, что ни одно из этих наименований не является научно-обоснованным и верным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила это название более 7 лет назад, основная масса практикующих следователей, адвокатов, юристов, судей назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь только класс исследования, не уточняя вида экспертизы.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения требуемой экспертизы, в общей практике часто рождаются ситуации, когда в адрес учреждения, где имеются «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, где требуются знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает неприглядная ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, в результате чего сроки затягиваются в следствии безграмотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности необходимого восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспорта и иных участников на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и других участников по покрытию автодороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного покрытия, ошибочное расположение дорожных знаков, отсутствие дорожных знаков и прочие отрицательные особенности дорожной обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставлять имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение комплекса информации о происшествии.

Например, в ситуациях, где важной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент происшествия.